Ростов Великий, 04.07.2015

D. Stroncium
Так вот, про Ростов Великий!
Там хорошо, там реально хорошо. И хотя бы один раз, но нужно там побывать.
Город маленький (32 тысячи жителей) и похож на поселок городского типа.
В центре, который занимает бОльшую площадь города, застройка 2-5 этажей, очень много старых зданий. Многие без ремонта.

Это я не говорю про Ростовский Кремль и 6 монастырей разной степени восстановления.
Везде есть асфальт, но пыли очень много, и сильнейший ветер ее разносит. (Пылинка попала мне в глаз и долго не хотела вымываться, только на следующий день рассосалось.)
Ощущение, что оказалась в Суздале лет 17 назад.

Цивилизация в Ростов почти не пришла. Нет ни Макдональдса, ни КФС, но кафе и рестораны имеются - покушать есть где. А еще в маленьких продуктовых приличных магазинчиках, которые в Москве исчезли или превратились в чучмекский гадюшник, можно купить свежайший и вкуснейший Ярославский кефир и сухари в сахаре за нормальные деньги.
Кажется, что время остановилось в этом городе.

Но стоит зайти в Кремль, который представляет собой музей, понимаешь, что цивилизация проникает и сюда. Билеты продает кассирша, но они уже со штрих-кодом, который прикладывает к турникету вежливый охранник. Предполагаю, что это единственный турникет в городе, и охранник о нем заботится и не дает использовать "диким" посетителям.))))))
На территории Кремля все ухожено, прудик, цветочки, отдельный яблоневый сад с огородиком (ромашка, сельдерей, лаванда, шалфей, петрушка, свекла, зверобой - небольшие грядки, ощущение бутафорского огорода). На входе в церкви, а именно они вместе со стенами составляют архитектуру Кремля, сидят старушки-смотрительницы и отмечают в билете вход в церковь.
Церкви очень красивые снаружи, видно, что их реставрировали, внутри пока в процессе, но фрески 14-15-16-17 веков поражают своей красотой.
Но для меня было немного странно видеть иконостас без нижних "основных" икон, только роспись. Не узнавала, почему так. ((((
Можно походить по стенам. И да, именно здесь снимали "Иван Васильевич меняет профессию", о чем раза три сообщают стенды с информацией.
Очень.

Успенский собор успели отреставрировать снаружи, но внутри процесс только идет. Причем, масштабы бедствия огромны: из иконостаса сняты иконы из трех уровней, все в лесах, самого алтаря как такового вообще нет. Восстановление требуется колоссальное. Я еще никогда не видела такого, даже не было сил фотографировать. Но несколько икон и подсвечников стоят, и это вселяет надежду.)))

Местный промысел - Ростовская финифть (роспись по керамике) продается повсеместно, но дорого. Браслеты (600 рублей), подвески с именем или узором (350-500р), серьги, но мне было трудно подобрать что-то мне подходящее по стилю, поэтому я уехала ни с чем.((( Не считая магнитиков, конечно. )))

Еще один важный элемент города, про который нельзя умолчать, это озеро Неро. Оно большое, другой берег виден, но где-то вдалеке.
По озеру катают на маленьких катерах или больших пароходиках, и вот последние как раз держат узбеки.))) Цивилизация, привет.)))
Мы поддержали местных узбеков и прокатились на пароходике по озеру. Интересные ощущения и потрясающие виды! У меня получилась куча кадров, и монастыря, и Кремля, а муж мой сосредоточился на чайках.)))
А ведь был ветер, пароход шел против волн, ветер сдувал пластиковые стулья, развевал волосы! А сзади летели какие-то странные чайки.)))) Совсем не морские. ))))
Недалеко от берег есть то ли остров, то ли просто мель с растущей на ней высокой травой, и там находится гнездовье этих чаек. Их там СТООООЛЬКО!!!

После пароходика мы пошли в монастырь, как раз в тот, который видели с реки. Все ухожено и очень душевно.

А на берегу озера расположились домики, новые и не очень, тропинки через крапиву, а тут же симпатичные скошенные лужайки, чуть подальше сараюшки для частных лодочек, набережная озера совершенно сельская, просто дорога на одну машину. Напоминает какой-нибудь пруд или речку в Подмосковье.

Особо надо отметить интерес людей к городу Ростову. Пока мы были в Кремле, а потом уже в монастыре, нас постоянно настигали экскурсионные группы из разных городов, толпы людей. Ростов популярен, но все-таки не так, как Московский Кремль, поэтому от людей можно было убежать или спрятаться, завернув за угол.)))

Несмотря на компактность города, сил на осмотр пешком всех достопримечательностей у нас не хватило, осилили примерно половину. Время до обратного поезда коротали в городском парке на берегу озера, где проходил концерт ко дню молодежи. И это было ужасно. Потому что на концерте пели какие-то люди, и пели попсовые песни. На набережную подходили люди с детьми, девушки в коктельных и вечерних платьях, парк оказался очень популярным.

На пути к вокзалу в центре города нам встретилась группа людей в ретро костюмах - бальных закрытых платьях темных тонов и шляпках, а мужчины в смокингах. Не знаю, что за мероприятие у них было, но в старинный город они очень хорошо вписывались. ))))

Еще одно наблюдение, указывающее на патриархальность города, это наличие маленьких магазинчиков разных услуг и товаров, закрывающихся в 16-17 часов. После этого времени торговые улицы действительно вымирают, парковки превращаются в пустыри, даже пивнушки закрываются в 19ч. Центр просто пустой, все закрыто, людей почти нет.
После этого в городе делать нечего. А местные перемещаются на берег озера во всевозможные домашние кафе и на рыбалку.))))

Всем рекомендую. Смесь старины и современности 90-х оставляет приятное впечатление.
И прилагаю набор фотографий как иллюстрацию моих ощущений.)))